Гнев на дороге.

Road rage (male)Дорожное движение – довольно скучное понятие, особенно если вспомнить определение из ПДД. Дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Мне это определение напомнило застойные времена, когда я был молод, учился в институте и посещал лекции по научному коммунизму и марксистко-ленинской философии. Базис, надстройка, общественные отношения и т.д. Насколько же сухими и безжизненными могут быть формальные определения. Вспомним, к примеру, термины «пешеход» из тех же ПДД. Ну ведь ни уму, ни сердцу. Лицо на дороге, не выполняющее работу. Глубокая мысль. А если «лицо» на дороге выполняет работу, то оно уже не пешеход и его давить можно? А сколько в правилах казусов и откровенно лишённых здравого смысла мест? Вот критикую я ПДД, но пусть это не вводит читателя в заблуждение. Я отношусь к числу ярых сторонников углублённого изучения ПДД и их соблюдения всеми участниками дорожного движения. Если мы серьёзно относимся к собственной безопасности и к безопасности окружающих нас людей, если мы серьёзно относимся к дорожному движению, как к явлению, связанному с повышенными рисками для здоровья и жизни, мы будем изучать ПДД «с пристрастием», критически подходя к разбору каждого положения. Уже одно только ответственное отношение к изучению ПДД неизбежно дисциплинирует нас. Если мы постоянно работаем над собой, стремимся развиваться, расти профессионально, как водители, все наши действия на дороге будут осознанными, а значит более разумными, а в идеале мудрыми, ответственными. Проведу аналогию. Общеизвестен тот факт, что выдающиеся мастера восточных единоборств в подавляющем большинстве являются людьми высоких моральных качеств. Это же можно сказать и о настоящих профессионалах в любой другой сфере человеческой жизнедеятельности. Невозможно представить, что Фёдор Емельяненко, или любой из братьев Кличко может участвовать в пьяной драке в ресторане. При этом было бы наивно полагать, что знание ПДД может автоматически решить все проблемы на дороге. Однако, если под изучением ПДД понимать не только чтение тоненькой книжечки с таким же названием, а скорее осознанные усилия,  направленные на осмысление всего того, что связано с дорожным движением, то мы можем однозначно решить для себя: мы не можем позволить себе быть хамами на дороге. Мы не можем позволить себе грубо нарушать правила, мы не можем позволить себе вести себя на дороге вальяжно, высокомерно и безответственно. Мы не можем дать возможность своим эмоциям и животным инстинктам овладеть нами, так как последствия будут непредсказуемы, и мы рискуем оказаться в таком состоянии, когда нам будет мучительно больно за безрассудное поведение, а что-либо исправить будет уже поздно. При этом под соблюдением правил я понимаю вовсе не неукоснительное соблюдение каждого пункта ПДД любой ценой, а разумный компромисс между требованиями правил, здравым смыслом и коллективной безопасностью на дороге. Один из ключевых, основополагающих принципов безопасного вождения во всемирно известной компании   Schlumberger звучит так: «Я вожу не для себя, я вожу для всех». Принцип коллективной безопасности является ключевым. Дорожное движение – это в первую очередь общественные отношения, а уже потом ваше личное дело. Все, наверное, согласятся с тем, что ездить в нашей стране на автомобиле и ничего и никогда не нарушать вряд ли получится. Народ «правил» не знает, ездит по понятиям, а понятия у всех разные. Кроме того если водители хоть как-то эти самые правила изучают в автошколе(если конечно «права» не куплены), то уже через год, а через два-три года уже точно, от этих и без того скудных знаний в водительской голове остаются жалкие крохи. А про пешеходов можно вообще не говорить. «Пешеходные права» у нас ведь не выдают, пешеходы в автошколах не учатся, а потому ПДД вообще не знают, хотя являются полноправными участниками этого самого дорожного движения. В правилах есть раздел «Обязанности пешеходов», однако там не написано, что пешеход обязан знать ПДД. Моё мнение о том, что правила должны изучать все, и водители, и пассажиры, и пешеходы, причём изучать углублённо, коренным образом отличает меня от большинства других специалистов по автотранспортной безопасности. Преподаватели и инструкторы учебных организаций, специализирующихся на так называемом «Защитном вождении», в принципе не изучают и тем более не преподают ПДД, а поэтому и не знают их. На мой взгляд, эта ситуация из ряда вон выходящая. Мало того, что водители не знают ПДД, как обычные, гражданские, так и профессионалы, так вдобавок ПДД не знают и инспекторы ГИБДД. Понаблюдайте за нашими уважаемыми полицейскими, перемещающимися по дорогам на служебных автомобилях. Они даже не подозревают, что нарушают ПДД. Ведь они должны во время движения пристёгиваться ремнями безопасности. Правила обязали их это делать с 20 ноября 2010 г. Выглядит это потрясающе и вызывающе. Блюстители порядка, следящие за выполнением законов гражданами, за порядком, сами же эти законы и этот порядок нарушают. А попробуйте подойти и сказать им об этом. В ответ будет как минимум презрительный взгляд, а скорее всего блюститель порядка заявит, что это не ваше собачье дело. О преподавателях школ «Защитного вождения» мы уже упоминали. Ну а в школах «Экстремального вождения» вопрос о знании ПДД вообще не актуален. Там преподают исключительно технику управления автомобилем в критических ситуациях. То есть, учат выходить из критических ситуаций. Одна из таких школ так рекламировала свои услуги: Научим выходить из любых критических ситуаций. Славно. Могу ездить, как хочу. Никакие критические ситуации мне не страшны, меня научили выходить из них. О взаимодействии водителя с другими участниками дорожного движения в школах экстремального вождения тоже не задумываются. Ты один на дороге и ты умеешь выходить из любых критических ситуаций. А истина, как часто это бывает, находится где-то посередине. Техника управления чрезвычайно важна, это база, фундамент водительского мастерства. Однако без основ тактики и стратегии поведения, без правил конструктивного и безопасного взаимодействия с другими участниками дорожного движения изыски техники экстремального вождения могут превратиться в смертельное оружие. Техника управления и тактика со стратегией нужны. А зачем нам ПДД? В школах «Защитного вождения» это осознанная политика. Знание ПДД не гарантирует безопасности. Истина состоит в том, что гарантированной безопасности не существует в принципе. Ни знание ПДД, ни совершенное владение техникой управления, ни тактика со стратегией вместе взятые не могут гарантировать нашей с вами безопасности. Мы ведь живые люди, можем ошибаться. Кроме нас на дороге множество других участников дорожного движения, которые тоже не идеальны. Не идеальны дороги, не идеальны автомобили. Но делать из этого вывод о том, что знать ПДД необязательно – ошибка. Тот факт, что правила дорожного движения не связаны напрямую с безопасностью, очевиден. В ПДД даже нет такого раздела, который назывался бы «Безопасность дорожного движения». Точно так же Закон и Справедливость – это понятия не всегда взаимосвязанные. Примитивный подход. Знание ПДД не гарантирует безопасности, поэтому и изучать их необязательно. Ларчик открывается просто. Знание ПДД – это вопрос чести и совести для каждого участника дорожного движения, это составная, а вернее неотъемлемая часть водительской культуры, о которой в школах «Защитного вождения» просто забывают. А почему? Да просто потому, что убедить убедить потенциальных заказчиков в необходимости семинаров по ПДД очень тяжело, поэтому денег это не приносит. Парадокс, но такие учебные организации по большому счёту не заинтересованы в действительном снижении аварийности автопарков своих заказчиков. Услуги таких компаний потому и пользуются спросом, что существует определённый уровень аварийности, а они обещают её снизить, хотя общеизвестно, что объективно оценить эффективность таких учебных мероприятий фактически невозможно, либо чрезвычайно трудно. Проведение так называемым «Тренингов по защитному вождению» становится модным, а вот знание ПДД не модно. По сути, вопрос о том, нужно ли знать ПДД, сводится к вопросу о культуре. Вот её-то нам и не хватает. Как поднять, повысить уровень культуры на дороге? Ответа на этот вопрос не знает никто. Мы переходим дорогу в «неположенном» месте, а наши дети смотрят на нас и копируют наше поведение. Если спросить верующего человека о том, почему он верит, но, скорее всего, не сможет дать ответ, который удовлетворил бы «материалиста» в полной мере. Так же и с культурой. Все согласны с тем, что достаточно повысить культуру участников дорожного движения, и само дорожное движение станет более безопасным. Почему, не очень понятно, но все с этим согласны. Само по себе знание ПДД не только не может гарантировать нашей безопасности, оно кроме того не может быть единственным свидетельством культурности носителя этого знания. Я уж не говорю о том, что само понятие «знать ПДД» неопределенно. Что такое «Знать ПДД»? Вопрос открыт. Это то же самое, что «знать жизнь». Если под знанием ПДД понимать способность человека сдать экзамен в ГИБДД, это одно. Экзаменом, этот «экзамен» даже язык не поворачивается назвать. Это не экзамен, это тест. Если у вас всё в порядке с памятью, то правильные ответы можно просто зазубрить. Если же под знанием ПДД подразумевать способность человека понимать глубинную сущность процессов, происходящих на дороге, так это совсем другое. Теоретический экзамен в ГИБДД, к сожалению, не определяет в полной мере знание ПДД. Кроме того, человек, успешно сдавший теоретический экзамен, вовсе не обязательно будет беспрекословно соблюдать правила. Известно множество примеров, когда ученик просто механически заучивает ответы, совершенно не осознавая их действительного смысла. Поэтому вполне правомерно связать культуру участников дорожного движения, вопросы безопасности, знание ПДД и психологию. Все ведь понимают, что на дороге взаимодействуют не автомобили, а люди. А это психология. Зачем же знать ПДД, если всё определяет психология? Давайте ездить по понятиям, и больше нам ничего не нужно. Так считают многие известные специалисты. К примеру, Г.Б.Громоковский, один из главных авторов тематических задач в ГИБДД, вполне обоснованно считает, что безопасность на дороге можно обеспечить, в первую очередь применяя тактическое и стратегическое мышление. В этом смысле водителя можно сравнить с шахматистом, который просчитывает свои действия на несколько шагов вперёд. На этом аналогия заканчивается, и начинаются серьёзные отличия. В шахматах надо выиграть и вопрос о безопасности вообще не стоит. Это ведь всего лишь игра. Можно просто прекратить неудачно складывающуюся партию и спокойно начать другую. И делать это можно много раз. В жизни, на реальной дороге, всё несколько по-другому. Принципы тактического и стратегического мышления на дороге подробно, с примерами и подробными объяснениями разбираются на семинарах Г.Б.Громоковского. Я бы настоятельно рекомендовал водителям водителям посетить эти семинары. Они будут полезны как для новичков, которые пока только учатся в автошколе, так и для начинающих водителей, которые уже имеют водительское удостоверение и начинают ездить самостоятельно. Опыт показывает, что даже водителям со стажем не помешает лишний раз поговорить о тактике и стратегии. Ну а теперь вернёмся к вопросу о правилах. ПДД нужны потому, что мы живём не в вакууме, а в обществе. ПДД несовершенны, и ответственность за это несёт центральная власть. Федеральная программа снижения аварийности свелась в основном к увеличению штрафов за нарушение ПДД и к некоторым изменениям в ПДД, а также к переименованию милиции в полицию. Не лишним будет упомянуть «ноль» промилле. Вот это действительно чудо. Вроде Медведев умный и образованный человек. Сегодня непьющий человек глубоко задумывается прежде, чем выпить стакан кефира или кваса. Бывают случаи, когда приборы реагируют на табачный дым, или на некоторые лекарства, а также на некоторые ароматизированные конфеты и т.д. Проблемы с желудком или кишечником могут усугубить ситуацию. Пить за рулём нельзя, это преступление. Однако «ноль» промилле – это откровенный нонсенс. Должен быть установлен допустимый максимум. В «Правилах» много полезных и разумных вещей, однако в них также много мест, лишённых всякого смысла, абсурдных, не учитывающих психологии человека. Часто используются термины, которые авторы ПДД не удосужились предварительно определить и объяснить. Чего стоит термин «пропустить»?  Многие знаки трудны для восприятия и имеют смысловую нагрузку, зачастую недоступную даже специалисту. Принцип безопасности и простоты был применён авторами ПДД далеко не в полной мере. Тем не менее правила таковы, каковы они есть, хорошие или плохие, и знать их и соблюдать мы обязаны. Не знаю, смог ли убедить читателя в необходимости знать и соблюдать ПДД. А теперь поговорим о психологии. Я не специалист в этой области. Однако все мы на интуитивном уровне понимаем, о чём идёт речь. Человеческая психология – вещь, до сих пор мало изученная. Интересен тот факт, что психология, как научная дисциплина, началась примерно в то же время, когда на историческую арену вышел автомобиль. Примерно до конца девятнадцатого века человечество жило и обходилось безо всякой психологии. Душой занималась религия. Насколько успешно – судить не мне. Однако, история не стоит на месте, общество, цивилизация движутся вперёд и теперь у нас есть не только психология, но и такие её составные части, как детская психология, женская психология, мужская психология. Двадцатый век вместе с Фрейдом, Юнгом и многими другими психологами подарили нам такие понятия, как психоанализ, семейная психотерапиия, нейро-лингвистическое программирование и многие другие, в том числе «транспортная психология». Зачем мы вообще заговорили о психологии? А вот зачем. На заре автомобильной эры проблема безопасности была неактуальной, так  как автомобилей было мало, скорости были небольшими и умы людей были заняты другими вещами, связанными с дальнейшим совершенствованием самодвижущихся экипажей. Их также переполняли сильнейшие эмоции. Тут было не до психологии с безопасностью. Однако, времена меняются, количество автомобилей на дорогах выросло значительно и недалеко то время, когда уровень автомобилизации  в нашей стране достигнет величины 500-600 легковых автомобилей на 1000 населения. Именно поэтому становится актуальной транспортная психология. Правильнее будет сказать, что она уже давно стала актуальной, примерно с середины двадцатого века, когда автомобиль из диковины превратился в массовое явление , у нас чуть позже, в так называемых «развитых» странах – чуть раньше. Сейчас ситуация хоть и не полностью, но почти выравнялась. Стоит выглянуть в окно. Даже если вы живёте не в Москве, а небольшом подмосковном городке или вообще в провинции, вы скорее всего увидите автомобили, и скорее всего много автомобилей. Движущиеся и неподвижные, «припаркованные». Слово «припаркованные» я взял в кавычки потому, что часть из них будут припаркованы, мягко говоря, как попало. На газонах, на тротуарах и ещё бог весть как и где. Частично этот бардак объясняется тем, что автомобилистам, в общем-то, по большому счёту и негде парковаться. Машин много, а места мало. Это ли не абсурд? Самая большая по территории страна в мире, а мест для парковки не хватает. Объяснение простое. Земли-то, как таковой, много, а вот обустроенной для использования земли действительно мало. Возникает естественный вопрос: если у нас много политических партий, а лидеры все как на подбор люди культурные, умные и образованные, готовые в любой момент, на любых выборах разродиться множеством полезных инициатив, почему из года в год, из десятилетия в десятилетие в нашей стране самовоспроизводится ситуация, когда люди, граждане, члены общества, вынуждены  не конкурировать друг с другом, а буквально воевать за место под солнцем, в том числе и за парковочные места? Возможно, вы слышали о случаях, когда жители одного дома, соседи, из-за парковочного места просто убивают друг друга. Совсем недавно, в апреле 2013 г передавали сообщение о том, как в Воскресенске пять человек забили насмерть мужчину именно из-за парковочного места. Конечно, это редкость, но в наших условиях такая ситуация выглядит вполне закономерной. По всей видимости, не столь отдалённое «коммунистическое» прошлое , когда общественное ставилось выше личного, так достало наших граждан, что теперь все решили дать волю своему желанию жить для себя, а на так называемое общество плевать с высокой колокольни. Я понимаю, ой как понимаю своих сограждан. Часто бывает  так, что в ответ на доброе отношение тебя же самого и смешивают с дерьмом, то есть в глазах окружающих чем ты добрее, тем слабее. Получается, что чем ты злее, хитрее и подозрительнее, тем тебе же и лучше. Ведь в этом случае тебя сложнее обмануть. Ведь обмануть нас хотят буквально все, особенно на дорогах. И вот наши подозрительные, злые и хитрые граждане выезжают на дороги, трепеща и крестясь, ожидая ежесекундно какой-нибудь гадости от себе подобных. Хамы, неадекваты и подставщики ведут себя плохо потому, что все вокруг злые и подозрительные, а все участники дорожного движения злые и подозрительные потому, что на дорогах есть хамы, неадекваты  и подставщики. Получается замкнутый круг. В связи с темой психологии на дороге возникает вопрос о гневе и раздражительности. Нас выводит из себя поведение какого-либо участника дорожного движения. С таким же успехом нас может раздражать и наше собственное поведение. Просто чаще всего недовольство собой выплёскивается наружу, на других людей, а их мнимое «неправильное» поведение является лишь поводом выплеснуть раздражение. В связи с этим возникает проблема – как бороться с гневом? Часто на дороге конфликты заканчиваются бранью и взаимными оскорблениями, реже  — мордобитием, ещё реже – применением бейсбольных бит или травматического оружия. Иногда проскакивают сообщения о применении огнестрельного оружия. В чём проблема и где корни, первопричины? Проблема в том, что если мы, участники дорожного движения, пешеходы, водители и пассажиры, дадим себе волю  по полной программе, совсем отпустим вожжи, перестанем вовсе пользоваться эмоциональными тормозами, мы ведь просто в конце концов перекалечим друг друга, да переубиваем. Не хотелось бы такого развития событий. А почему всё же скандалят на дорогах, дерутся и порой стреляют друг в друга? Причина в том, что в обычной, не дорожной жизни мы привыкаем к жёсткости, к умению работать локтями. Вспомните поговорку: «Кто смел, тот и съел». Вспомним так же, как ценится у нас умение «крутиться», умение быть не простаком, а ушлым, расчетливым и предприимчивым. Библейские заповеди в этом случае как-то сами собой забываются, как будто их и не было. На дороге же оказывается, что кроме мастерского владения техникой управления автомобилем не менее важна способность и моральная готовность отказаться от своего преимущества там, где это необходимо в целях сохранения безопасности. Умение бороться с гневом тоже важно, так как появиться этот самый гнев может внезапно, в любой момент. Плохо это или хорошо, эпоха дикого запада проходит и попытка  искусственно замедлить наше развитие, задержать нас  в варварском первобытном состоянии может  привести к тому, что мы просто перекалечим друг друга рано или поздно. Как же бороться с внезапно охватившим нас гневом? Вы были настроены позитивно, хотели и на полном серьёзе намеревались конструктивно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения. И вдруг появляется неадекват, хам или что-то в этом роде. Вот тут-то у нас кровь и может вскипеть, а последствия могут быть непредсказуемы. Что-то мне подсказывает, что очень многое зависит от темперамента водителя, его характера. Однако было бы желание. Даже очень темпераментный человек , импульсивный и раздражительный, может научиться, или хотя бы попробовать научиться держать себя в руках. Специалисты-психологи наработали ряд рекомендаций по этому поводу. Сейчас при желании можно научиться чему угодно. Было бы это самое желание. По крайней мере предложений рекламных великое множество. Обучают и иностранным языкам, и скорочтению, и скоростному рулению, и танцам. Какова результативность – вопрос другой. Главное – было бы желание, время и деньги. Наверное, ещё надо бы добавить способности к тому или иному роду деятельности. Обучают в том числе и методам борьбы с гневом и раздражительностью. Религиозные деятели и профессиональные психологи подходят к вопросу по-разному, но смысл один – гнев – это плохо и с ним надо бороться. Вернее, не плох сам гнев, а плохо, когда гнев безраздельно властвует над нами. Рассмотрим несколько практических рекомендаций духовников и психологов для борьбы с гневом и раздражительностью. Люди, добросовестно религиозные, советуют быть неспешным на всякое слово, так как за каждое слово в соответствии с религиозными представлениями мы будем держать ответ на Страшном суде. Верующим предлагается с помощью молитвы противостоять дурным помыслам. Какие это могут быть молитвы, каждый верующий может узнать у своего духовника. Есть для религиозных людей рекомендации и на тот случай, если злые помыслы обрушиваются на вас, как лавина. Предлагается пытаться вытеснить злые помыслы благими. Тонкости этих духовных техник также нужно выяснять у духовника. Одна из рекомендаций состоит в том, что при возникновении желания накричать на другого человека, оскорбить его, нужно уйти, запереться в ванной, пойти гулять, уйти в другую комнату для того, чтобы любой ценой не дать вспыхнуть пожару в наших устах. Это созвучно и рекомендациям профессиональных психологов, предлагающих в качестве одного из возможных способов борьбы с гневом просто ничего не делать. Что касается реальной дорожной ситуации, то убежать в другую комнату или спрятаться в ванной не получится, а пойти погулять, бросив свой автомобиль посреди дороги при возникновении конфликтной ситуации, будет не самым правильным решением. Надо сказать, что что на дороге очень часто речь идёт не только о гневе, но и о том, что ваш «оппонент» может постоянно вас провоцировать. Тогда это будет действительно экзамен на выдержку и стрессоустойчивость. При этом внутри вас будут бороться противоречивые чувства. Гнев и желание уничтожить вашего обидчика с одной стороны, и инстинкт самосохранения с другой. Мы ведь с вами не знаем, чем всё это закончится, особенно если полностью отпустить вожжи, дать волю чувствам, ярости и гневу. Редко, но и до смертоубйства  доходит. Вот чтобы потом не было мучительно больно за секундную слабость, мы и должны бороться с гневом. Конечно же, работа с гневом(не только борьба с ним, а именно работа) должна начинаться не в тот момент, когда гнев тобой уже безраздельно овладел. На сайте священника Павла Гумерова www.PAVEL-GUMEROV.ru даются на мой взгляд довольно разумные рекомендации по «работе» с гневом. И полезны они могут быть не только верующему человеку, но и убеждённому атеисту. Священник предлагает каждый день начинать с молитвы об избавлении от гнева. Важно то, что молиться допускается своими словами.  Материалисту это тоже близко и понятно. Молитва, как заклинание, настраивающее человека на определённый лад. Есть такое понятие, как установка. Священник утверждает, и я склонен с ним согласиться, что, начиная каждый день с такого настроя на жизнь без гнева, мы постепенно облегчаем дальнейшую борьбу  с ним, если он нас всё же посетил. Кроме молитв или заклинаний(называйте как вам нравится) есть и другие способы. От гневливых мыслей можно отвлечься с помощью какой-либо работы, полезной, созидательной  деятельности. Вполне обоснованно Павел Гумеров считает праздность питательной средой для многих страстей. Ключевая мысль Гумерова, на мой взгляд, состоит в том, что просто подавлять гнев – малоэффективно. Рано или поздно он вновь может вырваться наружу, причём с новой силой. Выход в том, чтобы воспитывать душу. Мне это выражение очень понравилось. Воспитание души. Понимать это каждый может по-своему. Гумеров в этом смысле упоминает воспитание в себе терпения, сердечного мира, незлобия и кротости. Предлагает он, как это и положено, молиться и за обижающих нас. И вот этот вопрос, конечно, самый сложный. Как воспитать в себе терпение, сердечный мир, незлобие и кротость? Особенно, если мы чувствуем, что в данный конкретный момент времени у нас наблюдается катастрофическая нехватка всех этих качеств. Конечно, в религии это целая система психологических методик работы над собой, которые требуют полной самоотдачи и искреннего желания их практиковать. Ну а что же по этому поводу говорят психологи?

Так  как я не являюсь специалистом-психологом, то могу лишь адресовать читателей к специалистам, вплотную занимающимся данной проблемой. К примеру, на сайте Марии Хайнц http://superhappy.ru/kak-borotsya-s-gnevom.html вы можете найти полезную информацию, практические рекомендации и ссылки на другие сайты с подобной тематикой. Из всего этого для себя я вынес следующее: бороться с гневом и его негативными проявлениями можно и нужно. В этом плане разделяют борьбу с уже возникшим гневом. Это скорее можно назвать тактикой. Однако важнее проводить постоянную работу над собой, направленную на выработку в глубинах собственной психики механизмов, способных помочь в критической ситуации. Когда спортсмен готовится к серьёзным соревнованиям, он долго и упорно тренируется, в том числе практически в любом виде спорта особое внимание уделяется психологической подготовке. На это уходят долгие месяцы и даже годы. Наивно было бы надеяться на успешное выступление в соревнованиях, если вы начали подготовку за неделю до них.

Возможно, я скажу прописную истину, но дорога была и остаётся местом повышенной опасности. Если в быту выпущенный на волю гнев может привести к разбитой посуде, то на дороге цена может оказаться неизмеримо выше. Мы желаем вам удачи на дорогах , подразумевая под этим постоянное развитие в самих себе желания и способности работать над собой в стратегическом плане, когда мы в первую очередь учитываем долгосрочные перспективы, а не сиюминутные желания. Мы водим автомобиль не для себя, а для всех.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.