Почему муравьи, в отличие от людей, никогда не попадают в пробки.

Сверчки, саранча и муравьи. Автор в общих чертах описывает коллективные перемещения этих насекомых, приводя, как всегда, мнения специалистов. И как всегда бывает, не совсем понятно, какое отношение саранча, или те же муравьи имеют к дорожному движению и как они могут помочь нам более эффективно и осознанно перемещаться по дорогам. Ну посмотрели мы на муравьишек, подивились их организованности, и что дальше? Мы ведь не муравьи. На стр.130 автор признаёт(ещё бы не признал) «насколько сложнее дорожное движение у людей по сравнению с муравьями». И дело тут не в том, что, как говорит автор, муравьи тысячелетиями развивали способность перемещаться синхронно и слаженно с пользой для всей колонии, а люди организуют дорожное движение искусственно и всего несколько десятилетий. Просто люди устроены несколько сложнее муравьёв. Поэтому сравнение нас с муравьями хоть и интересно, но по большому счёту малополезно с практической точки зрения. Хотелось бы узнать что-то, что можно было бы с пользой применить на реальной дороге.

Вторая часть этой главы начинается с размышлений о необходимости светофоров на въездах на крупные автомагистрали. Многие водители негодуют по поводу того, что им приходится ждать разрешающего сигнала светофора для того, чтобы въехать на автомагистраль, в то время, когда движение на ней довольно свободное. Инженер Управления транспорта Калифорнии Дон Хелоу говорит, что движение на автомагистрали именно потому и свободное, что на въезде установлен светофор.

Хорош пример, когда автор говорит об интенсивности движения, обращая внимание читателей на то, что интенсивность сама по себе не характеризует дорожную ситуацию в полной мере. Две совершенно разные ситуации могут характеризоваться одной и той же интенсивностью. На мой взгляд, проще и гораздо нагляднее было бы привести такой пример. Глухая пробка, всё намертво стоит, интенсивность движения нулевая. Если же дорога пустая, машин вообще нет, то интенсивность тоже нулевая. Просто и понятно. Важное замечание. Для полноты картины кроме интенсивности нужна плотность движения, или количество автомобилей на единице длины дороги.

Занятно сравнение движения в пробке с рисом или водой. Пример – в воронку высыпают весь рис сразу, или сыпят его тонкой струёй. Автор утверждает, что во втором случае понадобится меньше времени для того, чтобы пропустить весь рис через воронку. Но если это действительно так, это ли не аргумент против позднего перестроения, за которое так ратует автор? Улавливаете мысль? Но автор об этом почему-то умалчивает. Более того, он утверждает, что при позднем перестроении поток ускоряется. Это ещё один парадокс или противоречие. А может быть это очередной косяк переводчика? Остаётся только гадать.

Интересно замечание о круговом движении. Казалось бы, оно должно замедлять общий поток. Однако, если вспомнить, что на обычном перекрёстке мы и так половину времени стояли бы в ожидании разрешающего сигнала, становится понятным, что круг – это разумное решение. Автор также приводит статистические данные о том, что круг кроме увеличения пропускной способности приводит ещё и к снижению количества ДТП.

Пример с тоннелем в Нью-Йорке тоже поучителен. Возможно, вы слышали поговорку в среде гонщиков. Важно не то, с какой скоростью ты вошёл в поворот, гораздо важнее то, с какой скоростью ты вышел из поворота. В общем, относительно тоннеля существует некоторое оптимальное количество автомобилей на входе, обеспечивающее максимальную пропускную способность.

Пробочные волны движутся по трафику. Но их можно гасить. Некто Билл Битти попал в квазипробку на 202 – ом шоссе. Такое явление порой можно наблюдать у нас на МКАД. В квазипробке мы то разгоняемся до 100 км/ч, то вновь останавливаемся и стоим несколько минут без движения. Билл попробовал ехать с постоянной скоростью 55 км/ч, соблюдая безопасную дистанцию до движущегося впереди автомобиля. В соседних полосах автомобили ехали то быстрее, то медленнее, а результат был тот же. Однако, у Билла было по крайней мере два преимущества. Уменьшение расхода топлива и риска ДТП.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.