Почему строительство новых дорог только увеличивает интенсивность движения?

Глава начинается с замысловатого выражения, к которым так неравнодушен наш уважаемый автор. «Скрытый спрос» — скрытый из-за ограничений системы, до поры до времени. Речь идёт всё о том же. Почему при строительстве новых дорог, или расширении уже существующих движение на них не становится свободнее? Скрытый спрос виноват. Как только движение становится более свободным, довольно оперативно количество машин на дороге увеличивается. «Новый» транспорт появляется как бы ниоткуда. Но чудес не бывает. Это те люди, которые при интенсивном движении не ездили на своих автомобилях, или ездили, но по другим дорогам. Всё это довольно понятные и разумные вещи. Если трафик уплотняется, часть водителей вообще отказываются от поездок. При появлении новой дороги она довольно быстро заполняется не только водителями с других дорог, но и водителями, которые до этого, может быть, вообще не собирались ездить.

А вот дальше автор вновь решает блеснуть эрудицией и способностью понять то, что усреднённому водителю, рассекающему просторы России-матушки где-нибудь в Сибири или даже по улицам Москвы, Самары, или Спасска(Пензенская губерния, 10 тыс.чел.населения), просто недоступно. Далее следует рассказ о «парадоксе Браесса». В качестве иллюстрации следует рассказ(что-то типа притчи) об «Уверенной дороге», проезд по которой занимает ровно час, и о «Рискованном шоссе», проезд по которому может занять от 0,5 до 1 часа. Эти две дороги соединяют два города. Автор предлагает представить, что ровно посередине Уверенная улица превращается по мановению волшебной палочки в Рискованное шоссе, и наоборот, Рискованное шоссе превращается в Уверенную улицу, тоже по мановению волшебной палочки. И в этом месте, точно посередине, в точке этого чудесного превращения, эти две дороги соединяет мост. Автор рисует картину, когда водители, исходно ехавшие по Рискованному шоссе и понявшие, что оно не оправдывает их надежд, решают переехать по мосту на другую дорогу, которая теперь тоже стала Рискованным шоссе. У читателя ещё не кружится голова? Да и отчего бы ей кружиться? Ведь всё ясно и понятно. А автор обещал, что от выводов Браессаголова точно закружится. Я бы назвал это «осознанным наукообразием». Представьте, если я сейчас предложил бы читателям с гуманитарным образованием «в общих чертах» познакомиться с теорией функций комплексного переменного, или хотя бы с линейной алгеброй или теорией вероятностей. Во всём этом действительно нет ничего особенно сложного для первокурсника Факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.

Заключительный аккорд в этой арии – ещё одно громкое выражение «эгоистический роутинг». Вот из-за чего происходят пробки независимо от пропускной способности дорог. Просто каждый водитель ведёт себя так, как выгодно ему, он не думает обо всей системе. Своя рубашка ближе к телу. В результате проигрывают все. Вот почему у муравьёв дорожное движение намного эффективнее. Но при чём тут парадоксы Браесса и эгоистические роутинги? Назвать это просто «эгоизмом» было бы «примитивизацией экзистенциальной детерминантности». Но автору этого мало. Маразм крепчает с каждой строчкой. Возникают новые перлы. «Пользовательский оптимум» и «Системный оптимум». Апогей маразма наступает с появлением мистических и непостижимых «неинтернализируемых экстерналий». Оказывается это когда мы не чувствуем боли, которую причиняем другим. Что-то мне подсказывает, что в большинстве случаев именно так и бывает. Жизнь жестока.

Почему люди предпочитают ехать даже в пробке? Мы уже обсуждали это. Я предложил следующее объяснение: преимущества, которые предоставляет нам трафик, по всей вероятности, больше издержек и недостатков. Если бы было по-другому, трафик был бы уделом исключительно мазохистов. У автора своё своеобразное объяснение и мне оно нравится. Издержки трафика ложатся на всех членов общества, а не только на водителей. Поэтому водители не ощущают их в полной мере.

«Трагедия общин» — пастбища истощаются, а скота на них становится всё больше.

Во второй части данной главы автор рассматривает несколько способов решения, по ходу дела напоминая мнение специалистов о том, что строительство новых дорог и расширение существующих проблемы по большому счёту не решает.

Как ни удивительно, в первую очередь автор говорит об «аккуратном» вождении и о сокращении количества ДТП, так как аварии – одна из основных причин пробок.

Целую страницу автор посвящает описанию такого явления, как водительское любопытство. Водители замедляются для того, чтобы подробнее рассмотреть аварию и некоторые из них из-за этого тоже попадают в ДТП и ситуация нарастает, как снежный ком. В фантазии автору трудно отказать.

Введение платы за пользование наиболее загруженными участками дорог представляется автору разумным и эффективным средством борьбы с пробками. Спорить не будем. Жестокая реальность. Не можешь позволить себе заплатить за дорогу, пользуйся общественным транспортом или сиди дома. Правда, можно ещё предложить велосипед или пешие прогулки, что очень полезно для укрепления сердечной мышцы.

И вновь не обошлось без казусов. Продолжая свои попытки блистать всесторонней эрудицией, автор упоминает о том, что по скоростным полосам на дорогах Южной Калифорнии многие люди едут именно потому, что они платные. Они же не просто так дорогие, там свободнее, а остальные полосы скорее всего забиты. Радостный и задорный автор не упускает случай, чтобы познакомить читателя с очередным парадоксом. Есть экономический принцип «ценовой эластичности», с помощью которого экономисты в графическом виде(так нагляднее) представляют зависимость между ценой и спросом. Автору почему-то кажется, что принцип ценовой эластичности заключается в том, что чем выше цена, тем меньше покупателей. Автору также кажется, что тот факт, что водители едут по более дорогим полосам, ниспровергает этот принцип. Я, конечно, не экономист, впрочем, как и автор не является экономистом. Но требуется около 1 минуты чистого времени для того, чтобы в Интернете прочитать о том, что никакого принципа ценовой эластичности(в понимании автора) не существует в природе. В реальной жизни эластичность может быть абсолютной или нулевой. Кроме того, автор не учитывает тот факт, что, говоря о ценовой эластичности, имеют в виду один и тот же товар, на который меняется спрос или цена, а цена или спрос в свою очередь реагируют на это изменение вполне определённым образом. Если полоса движения становится платной, она перестаёт быть прежней полосой, изменение цены меняет сам товар.

Упоминает автор и навигаторы, обращая внимание на то, что их роль в борьбе с пробками спорна, даже если водители смогут получать информацию о движении в режиме реального времени(что на самом деле происходит с некоторой задержкой около 5 мин.). Чем больше водителей знают о пробке, тем быстрее она «рассосётся». Но это уже не парадокс, рождённый воображением уважаемого автора, а просто реальность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.