Рецензия к прологу книги «ТРАФИК» Тома Вандербильта

KAV_000814_00007_1_t210Нашумевшая книга американского специалиста по дизайну, как написано в аннотации. Дорожное движение и проблемы, связанные с ним, по-видимому,  просто хобби для специалиста по дизайну. Странного в принципе ничего нет. Менделеев вон чемоданы мастерил, и при этом получалось это у него не хуже, чем систематизировать химические элементы. В Америке и Канаде разошлось 150 тыс.экз. Ну а далее, как и положено, восторженные отклики по поводу того, что книга не похожа ни на что, написанное на данную тему до этого.

Я эту книгу прочитал. Язык и манера изложения, стиль действительно своеобразны. Нельзя сказать, что изысканы, но своеобразны, это точно. Чувствуется, что автор серьёзно подошёл к вопросу о том, как подать материал. А материала, как такового, очень много. Ссылок на специалистов в области дорожного движения, с которыми автор вроде как тесно общался по поводу описываемой проблематики, великое множество. Эти ссылки, помещённые в конце книги в разделе «Примечания», составляют по объёму примерно пятую часть всей книги. По сути, вся книга – это рассуждения автора, как обычного рядового участника дорожного движения, усреднённого обывателя, водителя, пешехода или пассажира по поводу мнений различных экспертов о различных проблемах дорожного движения.  Мысль, конечно, устремляется вдаль, и автор просто описывает возникающие перед глазами картины. При этом иногда, как мне показалось, чересчур многословно. Как говорится, слегка растекаясь по древу. Автор как бы погружается внутрь проблемы, разжёвывает её, перекладывая с одной стороны на другую. Иногда немного нудновато, но с другой стороны в противном случае книга потеряла бы часть своего человеческого лица. В конце концов, автор пишет о психологии, и писать о психологии сухо и по-научному – удел учёных-психологов. Вандербильт же популяризатор. Написать просто и интересно о сложном тоже требует определённых усилий, определённого подхода и отношения, и, наверное, таланта.

 

Итак, книгу я прочитал. Однако стиль изложения таков, а может просто образ моего мышления таков, что в голове почти ничего не осталось кроме общего впечатления. Кроме этого осталось ощущение того, что меня немного обманули. Так умно и красиво говорили(писали), а главное много и подробно, о сложных проблемах, а на выходе по сути ноль. Почувствовав, что я что-то важное упустил, решил перечитать книгу ещё раз. Более внимательно. И чтобы на этот раз что-то осталось в голове кроме общего впечатления, решил после каждой главы, и в самом процессе чтения записывать свои соображения. Если сам Вандербильт записывал свои соображения по поводу мнения различных специалистов об автомобильной проблематике, почему бы мне не высказать свои собственные соображения по поводу соображений Вандербильта?

 

В Прологе автор рассматривает со всех сторон (в том числе и изнутри) проблему (если это вообще можно назвать проблемой) перестроения из полосы, которая заканчивается. По мне, так это вообще не проблема. На мой взгляд, абсолютно неважно, когда перестраиваться в этом случае, рано или поздно. Если речь идёт о том, как оптимизировать дорожное движение в таком месте, то проблемы действительно не существует. Ведь раз есть сужение проезжей части, как может повлиять на пропускную способность узкого места то, как народ перестраивается перед этим местом? А с точки зрения отдельно взятого водителя в большинстве случаев тоже абсолютно неважно, когда перестраиваться. Всё дело в том, как движутся соседние полосы. Туда, где движение свободнее и быстрее, водители начинают чаще перестраиваться и это неизбежно приводит к тому, что движение в «быстрой» полосе замедляется. Двигавшаяся до этого медленнее полоса начинает двигаться быстрее именно потому, что часть автомобилей из неё ушли. Качели. Можно специально развить в себе задатки «шашечника», резво и быстро перестраиваясь в соседнюю полосу сразу же, как только она начинает двигаться быстрее соседних. Но для этого исходно нужно иметь определённый темперамент. Выигрыш по времени скорее всего будет иметь место. Полагаю, несколько минут в течение одночасовой поездки можно будет сэкономить. В конце концов каждый сам решает для себя, как ездить. Вандербильт об этом тоже говорит. Караченцев тоже торопился и в результате жена уже многие годы ему сопли утирает и утки из-под него выносит. У любой палки два конца. Если вы часто перестраиваетесь(играете в шашки), то поневоле будете уметь делать это хорошо. Это хорошо, но это только одна сторона медали. Вторая сторона медали – это общий риск, связанный с перестроениями. Аналогия, которая будет понятна всем – у водителя, который ездит много, риск ДТП на один км пробега будет меньше, чем у водителя, который ездит мало, однако у водителя, который ездит много, общий, суммарный риск будет больше. Об этом говорит статистика ДТП. Из этого следует, что водительский опыт, пробег или количество перестроений не в полной мере компенсируют риски. Ваш пробег может  увеличиться в десять  раз, однако риски на один км пробега уменьшатся не в десять, а, скажем, в 5 раз. И это ещё не всё. С ростом опыта чем он больше, тем его дальнейший прирост меньше. Насколько опытнее станет за год водитель со стажем 30 лет? Без специальных осознанных усилий и упорной работы над собой скорее всего опытнее он не станет. А вот физические кондиции скорее всего в таком возрасте(50-60 лет) начнут ухудшаться, а  апломб «профессионала» как раз наоборот, может начать проявляться в полной мере.

 

Стоит заметить, что в Прологе есть места, довольно красивые с художественной точки зрения. Приведу цитату, чтобы вы смогли это почувствовать. «Моя книга посвящена именно этой, «сюрреалистической» стороне дорожного движения. Я начал своё исследование в попытке резко изменить взгляд на явление, ставшее настолько привычным, что мы его не замечаем. Мне хотелось заставить читателя на минуту остановиться и подумать о том, что на самом деле происходит, когда мы сидим за рулём, идём пешком, едем на велосипеде или используем какой-то другой способ передвижения. Я попробовал научиться «читать между строк» дорожной разметки, разобраться в странных и причудливых узорах трафика и дать новую интерпретацию небольшим финтам и уловкам во время движения. Я изучал не только дорожные знаки, которым мы подчиняемся, но и сигналы, которые посылаем друг другу». Ну прямо Лев Толстой. Автору удалось объединить несколько жанров. Это вроде бы научная книга, исследование, однако с другой стороны просто репортаж о впечатлениях от объекта исследования – «трафика». Изысканные описания тонких психологических вибраций чередуются с сухими статистическими выкладками. При этом, что показательно, конкретных и чётких выводов при обсуждении различных проблем в книге нет. Это и понятно, ведь автор и сам признаётся, что просто хотел заставить читателей задуматься о трафике. А право делать выводы автор оставляет за нами, иногда только намекая на возможные интерпретации. Это разумно, так как сухие и чёткие научные формулировки лишили бы книгу души и той самой сюрреалистичности.

 

В Прологе же автор делает вывод, который ясен как божий день для большинства участников трафика. «Значительная часть нашей жизни на дороге, как и прежде, окружена завесой тайны». По сути, мы знаем очень мало о законах, которым подчиняется дорожное движение. Говорит автор и о вещах, давно известных специалистам по автотранспортной безопасности. Нет единого мнения о том, как держать руки на руле. Нет единого мнения о том, нужно ли поворачивать голову при перестроении, чтобы проконтролировать слепую зону, или достаточно посмотреть в боковое зеркало, не поворачивая голову, ведь при этом мы теряем из-под контроля то, что происходит перед нами прямо по ходу движения.

 

Упоминает автор и движение «на автопилоте». Думаю, каждый водитель либо наблюдал такие явления со стороны, либо может припомнить аналогичные вещи и в отношении себя самого. Когда перед перекрёстком, который водитель до этого пересекал сотни раз на протяжении нескольких лет, в один прекрасный момент «вдруг» меняется знак, а водители продолжают ехать «по-старому», последствия довольно предсказуемы. Особенно если водителей заранее не предупредили о предстоящих изменениях. Сила привычки – страшная сила.