Дистанция в движении. Какой она должна быть?

паровозикjpg1Обсуждая перестроения, то есть манёвры, связанные со сменой полосы движения, мы неизбежно затронули вопрос о дистанции. Для того, чтобы убедиться в безопасности предстоящего перестроения, нам нужно повернуть голову и посмотреть в так называемую «слепую» или «мёртвую» зону сбоку от нашего автомобиля. При этом неизбежно мы не доли секунды теряем контроль над тем, что происходит перед нашим автомобилем.

Именно поэтому перед поворотом головы следует слегка увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля. Повторюсь – единого мнения среди специалистов по безопасности дорожного движения нет. Некоторые из них считают, что поворачивать голову необязательно.  Однако я считаю, что поворот головы необходим. Я не проводил каких-то строгих исследований, но это моё субъективное мнение, основанное на собственном водительском опыте и на опыте обучения вождению новичков. Даже при  наличии так называемого «панорамного» салонного зеркала в машине поворот головы не помешает.

Два источника получения информации, взгляд, брошенный в слепую зону при повороте головы и то, что мы увидим в салонном зеркале, будут дополнять друг друга.  Возможно, у кого-то из водителей есть «седьмое чувство», которое позволяет, не глядя в слепые зоны, точно знать, что там в них происходит. Если же у вас такого волшебного чувства нет, то поворачивать голову придётся. Сможем мы полностью себя обезопасить? Нет. Всё зависит от того, как поворачивать голову. Если просто вертеть ей бесцельно, то уж лучше точно, обойтись без поворотов.

Проблемы возможны у пожилых водителей в связи с остеохондрозом и потерей подвижности позвонков шейного отдела и всего позвоночника. Тогда без панорамного зеркала не обойтись. И вообще в таком случае стоит ездить осторожнее. Но насколько осторожнее, бог его знает. Решайте сами, но, перестраиваясь из одной полосы в другую и при этом не контролируя слепые зоны, мы подвергаем себя опасности, так как нарушаем один из основных принципов безопасности – не вижу – не еду.

Мы упомянули дистанцию, как одно из условий безопасного перестроения. Дистанция за впереди идущим автомобилем нам нужна как воздух. Но какая она должна быть для того, чтобы считаться безопасной? Какая конкретно? Те, кто знают ПДД, возможно вспомнят, что там про дистанцию написано следующее – дистанция должна быть такой, чтобы водитель имел возможность в случае необходимости остановиться, чтобы избежать столкновения с впередиидущим автомобилем. Это рекомендация очень разумная, спору нет,  но ничего конкретного она нам не говорит.

Оказывается, сейчас и в экзаменационных билетах появились вопросы про безопасную дистанцию, про время реакции человека. Это дань ставшему в последние годы модным термину «Защитное вождение». Очень разумно при оценке безопасной дистанции брать за отправную точку время реакции человека. Простые эксперименты, и достаточно разумные допущения приводят к результату(с некоторым запасом) 1 сек. Такая очень простая и ровная цифра. Чтобы получить действительно безопасную дистанцию, специалисты рекомендуют увеличить эту простую цифру ещё в два раза, и у нас получается 2 сек. Теперь остаётся разобраться в том, как измерять дистанцию в секундах и начать применять полученные ценные сведения на практике.

Оказывается, всё довольно просто. Перед нами едет автомобиль. Мы хотим оценить дистанцию между нами в секундах. На дороге почти всегда, за редким исключением, можно найти разнообразные ориентиры. Фонарные столбы, рекламные щиты. Элементы дорожной разметки, трещина в асфальте. Буквально всё, за что водитель в состоянии «зацепиться» взглядом. Удобнее всего такой ориентир, от которого на дорогу падает длинная тень. Так вот, когда идущий перед нами автомобиль равняется с намеченным нами ориентиром, или заходит в его тень, мы начинаем, не торопясь, считать: тысяча один, тысяча два, тысяча три и т.д. Мы сознательно замедляем счёт для того, чтобы на каждую секунду приходился один отсчёт. Тысяча один – одна секунда, тысяча два – вторая и т.д. Когда мы сами достигаем намеченного ориентира, или входим в его тень – счёт прекращаем. В результате получается искомая дистанция в секундах. Так вот в соответствии с приведёнными выше аргументами минимальная безопасная дистанция – 2 секунды. Если мы едем со скоростью100 км. в час, дистанция составит 54 м., если же наша скорость 60 км. в час, дистанция, соответствующая двум секундам, будет равна 34 м. Видите, как здорово получается, дистанция автоматически зависит от скорости. Быстрее едем, дистанция больше. А секунды те же.

Ну и последнее очень важное замечание. Так как на дороге нас ожидают различные непредвиденные обстоятельства, могущие осложнить нашу жизнь, мы должны заранее решить, что делать, когда они действительно будут иметь место.  2 секунды – это минимальная безопасная дистанция. Значит, она иногда может и должна быть больше? Совершенно верно. Именно тогда, когда появляются неблагоприятные факторы. Если не стремиться к чрезмерной точности, мы можем выделить пять основных неблагоприятных фактора. 1 – скользкая дорога, 2 – плохая видимость(туман, сумерки и т.д.), 3 – утомление водителя,  4 – автомобиль, едущий за нами на маленькой дистанции, 5 – едущий перед нами автомобиль, перед которым мы не можем просматривать дорогу. Наличие каждого из этих факторов должно заставить нас увеличить минимальную дистанцию на 1 секунду. Ну а если присутствуют все 5 факторов, тогда дистанция должна быть равна 2 + 5 = 7 секунд. Вот так. Вы можете сказать, что скользкая дорога бывает разной, что утомление бывает разным, что плохая видимость тоже бывает разной. Соглашусь. Но принцип работает. Правда, для успешного применения он требует тренировки, навыка. Знаю несколько примеров, когда пренебрежение данной полезной рекомендацией и чрезмерное доверие к своему чутью заканчивались ДТП. Знаю преподавателя ПДД в одной из автошкол, который так и не смог уловить смысл этого принципа. Это только рекомендация. Никто не может заставить водителя ехать быстрее или медленнее, чем он сам решил. Выбор дистанции и способ её измерения тоже остаётся за водителем. Но согласитесь, её никто не измеряет. Каждый полагается на свои субъективные ощущения. А ощущения могут и подвести. Если в арсенале водителя есть дополнительное средство контроля безопасности, сама безопасность от этого только выиграет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.