«Мертвые / слепые» зоны.

Слепые зоныСуществует такое понятие, как «слепые», или «мёртвые» зоны. В слове «мёртвые» ничего особо страшного нет. Ведь есть мёртвый штиль или мёртвый сезон. Страшнее и неприятнее всё будет обстоять в том случае если в одной из этих слепых зон движется автомобиль, которого мы по понятным причинам не видим, а мы, не потрудившись предпринять необходимых действий для того, чтобы каким-то образом всё же проконтролировать слепую зону, начали смещение в соседнюю полосу. В ПДД для этого действия придуман специальный термин: «Перестроение».

Для формального определения приоритета или преимущества в этом случае удобно использовать слоган «Я – ХОЗЯИН ПОЛОСЫ». Если мы движемся по своей полосе, не меняя её, то есть не перестраиваясь в соседнюю полосы, то мы имеем преимущество по отношению к тем транспортным средствам, которые перестраиваются в нашу полосу перед нами, то есть пересекают нашу траекторию движения. Образно говоря, если вы хотите «в гости» к «соседу», то есть к водителю, который движется по соседней полосе, то вы должны спросить разрешения, «постучаться», и лишь потом, получив «добро», перестраиваться. Что значит «постучаться», или «попросить разрешения»? Всё очень просто. Необходимо включить заблаговременно соответствующий указатель поворота, продемонстрировать своё намерение, убедиться в том, что вам уступают дорогу, и лишь затем перестраиваться. Ещё раз повторим тезис о том, что формально преимущество у того, кто движется, не меняя полосы. Если же подробно, со всеми тонкостями и нюансами описать все этапы перестроения, то получится небольшая повесть. И конечно, нужна практика. В самом начале, когда опыт у ученика полностью отсутствует, порой ему(ученику) бывает страшно и обидно в буквальном смысле до слёз. Он пока плохо контролирует даже пространство перед носом своего автомобиля, не чувствует его габаритов. При этом ещё не наработан автоматизм в работе с органами управления. А тут ещё необходимо в движении контролировать слепые зоны. Неудивительно, что на первом этапе эта проблема кажется неразрешимой.

Мы подходим к вопросу о том, как же контролировать слепые зоны. Существует несколько способов. Некоторые водители используют так называемые «панорамные» салонные зеркала. Некоторые наклеивают на штатные боковые зеркала небольшие круглые выпуклые зеркала для увеличения обзора. Иногда даже устанавливают дополнительные боковые зеркала. Обратите внимание на длинномерные, крупногабаритные фуры. Несколько зеркал разной кривизны и размеров, повёрнутых под различными углами, особенно с правой стороны, просто необходимы водителю такого транспортного средства. У «панорамных» или выпуклых зеркал есть один недостаток – они искажают расстояния, и иногда довольно существенно. Всё зависит от человека. Если поставить цель, то скорее всего можно привыкнуть к таким зеркалам и использовать их очень эффективно. Признаюсь, сам не использую такие зеркала.

Другой метод состоит в том, что водитель для контроля слепых зон поворачивает голову и непосредственно своим собственным взглядом, безо всяких посредников в виде панорамных зеркал, контролирует эти проблемные зоны. Теперь можно не бояться искажения расстояния, однако могут возникнуть другие сложности, связанные с тем, что геометрические особенности кузова конкретного автомобиля зачастую создают для водителя дополнительные проблемы. Можно, и нужно порекомендовать автолюбителям при выборе автомобиля обязательно учитывать обзорность. Чаще всего контролировать слепые зоны в полной мере мешают слишком широкие задние стойки автомобиля. Можно даже привести несколько конкретных примеров. Трёхдверный OPEL ASTRA имеет очень узкое заднее стекло и маленькие боковые зеркала. Создаётся такое впечатление, что автомобиль сконструирован только для движения вперёд. NISSAN JUKE также имеет узкое заднее стекло, и кроме этого очень широкие задние стойки из-за того, что в угоду псевдомоде ручки задних дверей перенесены вверх и отобрали часть площади у задних боковых зеркал. Даже если у вас рост выше среднего, в таком автомобиле вы не сможете проконтролировать слепую зону справа с помощью поворота головы. Стоит также упомянуть HONDA CIVIC с теми же проблемами, узким задним стеклом и широкими задними стойками из-за переноса ручек задних дверей вверх. Ограничивать обзорность могут также и передние стойки. И иногда очень существенно. Никуда не денешься, конфликт интересов. Конструкторы должны стремиться к компромиссу. С одной стороны необходимо обеспечить достаточную прочность кузова, а, значит, стойки будут неизбежно широкими, с другой – обзорность тоже не помешает. Однако, стоит отметить, что автопроизводители большее внимание уделяют увеличению пассивной безопасности автомобиля, в том числе и упрочнению кузова, а вот обзорность при этом часто страдает, хотя она тоже имеет непосредственное отношение к тому виду безопасности, которую принято называть активной, так как она помогает водителю избегать неблагоприятных последствий возможного ДТП, в то время как пассивная безопасность призвана уменьшить последствия уже неизбежного ДТП. Связано это с тем, что официальные результаты тестирования автомобиля на предмет пассивной безопасности часто непосредственно влияют на потребительский спрос.

Я бы рекомендовал использовать все доступные средства контроля за окружающей обстановкой. Обычно они дополняют друг друга. Водитель должен стремиться к тому, чтобы совершать манёвры безопасно, только убедившись в том, что не создаёт помех другим участникам движения. Это требуют и ПДД. Какой метод вы будете использовать в конкретной ситуации, вы определяете сами. Если взгляда в панорамное салонное зеркало достаточно для полного контроля за слепой зоной, пользуйтесь панорамным зеркалом, если достаточно поворота головы и взгляда непосредственно в слепую зону, используйте поворот головы. Я бы рекомендовал перестраховываться и комбинировать взгляд в зеркало и поворот головы. Самое главное – это достичь субъективного ощущения безопасности. Если вы чувствуете, что действительно проконтролировали всю слепую зону, усилия были потрачены не напрасно. Соответствуют ли наши субъективные ощущения реальности – это вопрос тренировки или практики. Горшки обжигают не боги. И если поставить себе цель добиться полного контроля за окружающим пространством в процессе движения, то возникает надежда на то, чтобы хотя бы просто приблизиться к этому идеалу. Возможно, я просто пессимист, но мне кажется, что идеал этот недостижим. Постоянно контролировать всё пространство вокруг автомобиля даже в непосредственной близости от вас, невозможно. Однако, избегать неприятностей, к которым может привести неполный контроль пространства, возможно и нужно. С опытом у водителя вырабатывается способность прогнозировать развитие дорожной ситуации. Множество ассоциативных связей и умение мыслить и развиваться, которое тоже можно развить (при желании), способны существенно облегчить водителю повседневную жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.