Урок 1

Женщина за рулем! Сколько копий сломано, сколько анекдотов придумано на эту злободневную тему. Чапаев и Вовочка отдыхают. А тема действительно злободневная, актуальная и очень интересная, хотя на первый взгляд может показаться, что вопрос довольно примитивен. Но это только на первый взгляд.

В формировании отношения к этой теме нашей общественности большую роль играют стереотипы. Вообще-то они везде играют большую роль. Один из основных стереотипов заключается в том, что подавляющее большинство водителей, а это мужчины, считают вождение автомобиля исключительно мужской прерогативой (слово-то какое, обратите внимание на корень, боже мой). Было бы удивительно, если бы мужчины считали по-другому. Согласитесь — стереотипы часто играют положительную роль в нашей сложной, насыщенной и напряженной жизни. Они избавляют нас от необходимости слишком много думать. Мы ведь не можем по поводу каждого события проводить научное исследование прежде, чем предпринять какое-либо действие. Если у нас нет своего собственного, вымученного, выстраданного, продуманного мнения по данному вопросу, поможет стереотип, то есть общепринятое мнение. Верно оно или нет – другой вопрос. Те же стереотипы могут сослужить и плохую службу, особенно тогда, когда мы сталкиваемся с явлениями, не вписывающимися в общепринятые рамки. И тогда оказывается, что мы просто отмахиваемся от чего-то нового, необычного, делаем вид, что этого чего-то просто не существует. Согласитесь – таким образом мы становимся примитивнее, и лишаем себя возможности развиваться.

А женщин за рулем все больше и больше, и воображение рисует картину полного равноправия женщин с мужчинами на дороге в количественном отношении. Думаю, недалеко то время, когда женщин за рулем будет если не больше, то по крайней мере не меньше, чем мужчин. Вождение для женщин — это будущие наших дорог. Количество легкового транспорта в Москве каждый год увеличивается примерно на 100000 единиц, и вполне может оказаться так, что большую часть этих автомобилей будут водить женщины. Те, кто получил водительское удостоверение в течение последних нескольких лет, знают, что от 60% до 80% учащихся автошкол – это женщины. И это замечательно, это хорошо. Почему? А потому, что женщина от природы наделена обостренным инстинктом самосохранения. Женщина более осторожна, если хотите, более мудра. Именно поэтому женщина за рулем меньше нарушает правила, реже неоправданно рискует. Чаще перестраховывается.

Мужчины потратили достаточно много времени для того чтобы сформировать у женщин заниженную самооценку относительно их способности водить автомобиль. Здесь мы подходим ко второму стереотипу, напрямую связанному с первым. Раз вождение автомобиля не женское дела, а дело исключительно мужское, вывод напрашивается сам собой – женщины водят автомобиль хуже мужчин. Стандартное рассуждение среднего мужчины по этому поводу будет выглядеть примерно так. Если кто-то решился-таки купить своей жене автомобиль, или опять же решился пустить ее за руль своего собственного автомобиля(какое кощунство), результат с некоторыми малосущественными вариациями будет легко предсказуем. Это помятые крылья и разбитые фары, причем не только на автомобиле жены, а также различные глупые вопросы, связанные с устройством и эксплуатацией автомобиля. Например: а почему, когда я нажимаю на эту большую кнопочку на брелке, замки не закрываются, а автомобиль весело бибикает и подмигивает фарами, или почему когда я торможу, машина разгоняется.

На самом деле вывод о том, что мужчины лучше женщин водят автомобиль, очень спорный. Если поворошить статистику дорожно-транспортных происшествий, то окажется, что с аварийностью у женщин дела обстоят несколько лучше, чем у мужчин. Женщины меньше мужчин попадают в аварии. Объяснение простое. Мужчин подводит завышенная самооценка. Большая часть мужчин рассуждает следующим образом: Я классно вожу машину и с честью смогу выйти из любой, даже самой сложной ситуации. Поэтому очень часто мужчины неоправданно рискуют, не зная в полной мере возможностей своего автомобиля, переоценивая свои способности и недооценивая опасность.

В силу особенностей психики женщины водят автомобиль не хуже мужчин, они водят по-другому. И имеют на это полное право. Я собственными глазами видел женщину-водителя большого автобуса-гармошки. Я знаю женщину-мастера спорта по авторалли. Я знаю женщин, которые управляются с механической коробкой передач не хуже любого мужчины. Поэтому, не смотря на то, что многие женщины путают «лево» и «право», забывают включать поворотники при перестроениях, ездят в обуви на высоченных шпильках, все таки женщина за рулем — это хорошо, потому что по сравнению с тем, что вытворяют на наших дорогах доморощенные «Шумахеры» мужского пола, все эти, надо сказать, серьезные огрехи – бледная немочь. От всего этого можно избавиться, потратив немного сил и времени на добросовестную учебу.

Наши автоледи могут спросить: «Ну а где же конкретные, поближе к делу, советы, касающиеся управления автомобилем?» Ну что же, будут и советы, вернее не советы, а рекомендации. Сразу оговорюсь — не буду грузить наших читательниц техническими терминами: перегазовки, пробуксовки, блокировки, заносы, сносы, загрузки, разгрузки и т.д. Не буду потому, что убежден в невозможности овладеть техническими приемами управления автомобилем по бумажке. Поэтому все эти технические термины так и останутся пустым звуком, не имея под собой практической, тренировочной основы. Мы можем лишь попробовать акцентировать внимание на самых важных, ключевых моментах.

В следующих публикациях мы коснемся правил дорожного движения, остановимся на основных принципах поведения в плотном транспортном потоке, познакомим наших читательниц с некоторыми очень полезными хитростями, которые должны помочь водителю не попадать в затруднительные ситуации на наших дорогах, независимо от того, мужчина это или женщина.

Сначала попытаемся разобраться с тем, как безопаснее подойти к автомобилю и отойти от него. Тот, кто скажет, что все это ерунда, пусть первым бросит в меня камень. На самом деле от ответа на этот вопрос зависит ваша безопасность, а в том числе и жизнь. Я не шучу.

В большинстве случаев мы паркуемся справа, так как в нашей стране правостороннее движение, то есть справа от припаркованного автомобиля находится газон, тротуар, обочина, а слева в попутном направлении вплотную к нам движутся другие транспортные средства. В такой ситуации водителю приходится выходить прямо на проезжую часть. Можно конечно попытаться перелезть на пассажирское сиденье, законами физики и правилами дорожного движения это не запрещено. Но будем рассуждать серьезно. Если водитель распахнет дверь, предварительно не убедившись в безопасности такого действия, и выйдет на проезжую часть, не оглядевшись по сторонам, последствия могут быть плачевными. Очень не хотелось бы вас пугать, но дело в этом случае может закончиться не только слезами. А посему не выскакиваем из автомобиля как ошпаренные по первому душевному порыву, а руководствуемся в своих действиях простыми правилами. Прежде чем открыть дверь необходимо как можно сильнее развернуться влево, посмотреть назад через заднее стекло и левые боковые стекла для того, чтобы убедиться в отсутствии в непосредственной близости от вас приближающегося попутного транспорта. Затем следует слегка приоткрыть дверь и снова посмотреть назад с той же целью. Помните о том, что все мы живые люди и нам свойственно ошибаться. Мы можем не увидеть того, что есть или увидеть то, чего нет. Поэтому лучше перестраховаться и посмотреть назад два или три раза. Только убедившись в полной безопасности, можно открыть дверь полностью, выйти на проезжую часть, захлопнуть дверь и обойдя автомобиль сзади, отправиться по своим делам. Обходя автомобиль сзади, вы видите попутный транспорт, потому что идете лицом к нему. В свою очередь водители попутных транспортных средств видят, что вы идете лицом к ним. Это нормальная, адекватная ситуация. Представьте, что вы едете по дороге, а перед вами спиной к вам по краю проезжей части движется пешеход. Он не видит вас. Что у него на уме и что он собирается делать в следующий момент, вам неизвестно. Поэтому стремитесь к взаимопониманию с другими участниками дорожного движения, стремитесь быть адекватными, чтобы ваши намерения были понятны окружающим.

Особо обратите внимание на тот факт, что перед выходом из автомобиля необходимо сильно развернуться влево. Недостаточно просто бросить взгляд в левое боковое зеркало, так как у него, так же как и у правого, есть мертвая или слепая зона, и в зеркало вы видите далеко не все, что вам нужно. А вам нужно обеспечить максимальный обзор. Если мешают боковые стойки автомобиля, а иногда они бывают довольно широкими, попробуйте наклонить голову влево, вправо. Надо сделать все возможное для того, чтобы получить максимум информации о происходящем на дороге. Однако разговор о мертвых зонах боковых зеркал является отдельным вопросом и мы к нему еще вернемся.

Вы можете самостоятельно разобраться с тем, как следует выходить из автомобиля в том случае если у вас правый руль или вы припарковались не справа, а слева по ходу движения. Правила разрешают в некоторых случаях парковку слева. Просто постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения здравого смысла. Помните и о безопасности ваших пассажиров. Если вы припарковались слева и у вас левый руль, то на проезжую часть будут выходить именно ваши пассажиры. Успеха вам на дорогах.

Многим автолюбителям, в том числе и женщинам, только начинающим свою водительскую карьеру, управление автомобилем кажется архисложным делом. На самом деле это не совсем верно. Да, это довольно тяжелая и ответственная работа. Но не тяжелее и не ответственнее любой другой профессиональной деятельности. Если мы с вами внимательно понаблюдаем за работой профессионального столяра-краснодеревщика, его работа нам тоже покажется сложной. Конечно, ответственности у столяра поменьше, чем у летчика, пилотирующего пассажирский авиалайнер, или у водителя автобуса, битком набитого людьми. Из всего этого следует очень простой, даже примитивный вывод. Любое серьезное дело требует к себе серьезного отношения. Зарядились терпением, настроились на рабочий лад и начали осваивать. Какой бы сферы деятельности мы ни коснулись, везде для того, чтобы добиться совершенства, эффективности и профессионализма, нужно потратить определенное время и силы для освоения нового дела. Нужно проявить характер, упорство, настойчивость, бойцовские качества, трудолюбие, чтобы не спасовать перед первыми неудачами. Не надо обладать особым интеллектом или умом для того, чтобы ездить многие годы безаварийно. Надо лишь соблюдать определенные правила поведения за рулем и быть дисциплинированным. Эффективно и безопасно управлять автомобилем позволяют рефлексы, автоматические навыки, которые приобретаются водителем в процессе многочисленных тренировок путем многократных повторений.

Психофизиологи подсчитали количество повторений, необходимое для выработки автоматического навыка или рефлекса – 3500. По этой причине уверенно чувствовать себя при движении задним ходом может лишь водитель, проехавший этим самым задним ходом от 30 до 50 км, не меньше. Точно также поддается тренировке чувство габаритов автомобиля. Неопытный водитель чувствует себя неуютно в плотном транспортном потоке. И это неудивительно. Ведь нужно одновременно делать несколько дел, рулить, нажимать на педали, переключать передачи(если у вас механическая коробка передач), следить за дорожной ситуацией, то есть за знаками, сигналами светофоров, дорожной разметкой и другими участниками дорожного движения. А если добавить к этому постоянное и довольно быстрое изменение дорожной ситуации, то есть непрерывное изменение взаимного расположения участников дорожного движения, которое происходит со всех сторон, и сзади и слева и спереди и справа, то становятся понятными чувства новичка.

Руки, ноги и глаза, все части вашего существа, должны действовать согласованно. Сразу этого не добьешься. Нужно время. Чтобы родить полноценного ребеночка, нужно 9 месяцев. Конечно, рождаются дети и через 8 месяцев, и через 7, и даже через 6. Все это к вопросу о разумном и планомерном овладении водительским искусством, об учебе. В большинстве случаев происходит так: в автошколе человек научился трогаться с места, ну и, слава богу, останавливаться. Все остальное он постигает на своих собственных ошибках в реальных дорожных ситуациях, зачастую рискуя не только своим автомобилем, но и жизнью. Поэтому на первое место необходимо поставить иерархию приоритетов. Мы должны осознанно стремиться не к тому, чтобы доехать до места назначения как можно быстрее, а к тому, чтобы доехать до места назначения в целости и сохранности, живыми и здоровыми, любой ценой избегая аварий, чтобы лет через 50-60 в спокойной домашней обстановке, в окружении внуков и правнуков закончить свою жизнь естественным путем, а не за рулем автомобиля.

В любой ситуации, управляя машиной, водитель обязан каждые 10 секунд задавать себе очень простой и в то же самое время очень важный вопрос – а успею ли я предпринять какие-либо защитные действия: затормозить, быстро повернуть руль или удержать его, уверенно сманеврировать или ускориться в том случае, если на дороге произойдет что-то неожиданное.

Что же неожиданного может произойти на дороге? Слышали такой каламбур – только в России вас могут ударить сзади, когда вы едете по встречной полосе. Есть водители, которые на дороге руководствуются таким принципом: другие тоже хотят жить, поэтому меня в любом случае пропустят, еду ли я по встречной полосе или двигаюсь задним ходом в левом ряду по кольцевой дороге. Кроме таких водителей на наших дорогах вас могут подстерегать следующие сюрпризы: груз, упавший с идущего впереди автомобиля, неожиданно выскочивший из-за автобуса ребенок, отвалившееся на вашем автомобиле на полном ходу переднее колесо(не дай бог конечно, но изредка такое случается), более вероятная ситуация – разрыв покрышки на полном ходу, и наконец открытый люк колодца. Думаю, что вы с успехом сами сможете продолжить этот список. К факторам, осложняющим жизнь водителя, относится также отсутствие разметки и освещения на дорогах, необозначенные лежачие полицейские, пьяные водители и водители, злостно нарушающие правила дорожного движения, и многое другое. Держите ухо востро. В этой ситуации нельзя расслабляться. Водитель должен рассчитывать только на себя. Бессмысленно надеяться на дорожников, которые вдруг отремонтируют и осветят все дороги, и на гаишников, которые вдруг перестанут заботиться о своем кармане и начнут усиленно думать о нашей с вами безопасности. Надеяться на то, что все водители вдруг выучат правила дорожного движения, перестанут ездить в нетрезвом состоянии, станут вежливыми и предупредительными, тоже не следует. Может быть когда-то в будущем это и произойдет, но нынешняя реальность совершенно другая. Убедительная просьба – в своей повседневной водительской практике обязательно учитывайте все эти неблагоприятные факторы и действуйте только в соответствии со здравым смыслом, не надеясь на авось.

Ну а теперь, переходя от общих слов к конкретике, позволю себе выдать несколько рекомендаций, которые помогут нашим читательницам в решении их основной задачи на дороге: ездить комфортно и безаварийно. Мы уже упоминали о том, что у зеркал имеются мертвые или слепые зоны. Это и понятно, у любого оптического прибора есть свой угол обзора или поле зрения, внутри этого угла вы все видите, а за его пределами не видите ничего. Проверить наличие слепых зон очень просто. Попросите кого-нибудь из своих знакомых встать слева а затем справа от вашего автомобиля сначала так, чтобы вы видели его в боковое зеркало. Затем ему следует немного сместиться в сторону так, чтобы вы не видели его в зеркало. Повернув голову, вы убедитесь в том, что ваш знакомый стоит довольно близко от автомобиля, хотя вы и не видите его в боковое зеркало. Некоторые водители устанавливают в салоне большое, выпуклое, так называемое панорамное зеркало, которое действительно имеет больший обзор, и думают, что уж теперь-то крутить головой нет никакой необходимости. Нужно четко представлять себе, что панорамное зеркало искажает расстояния, предметы в нем кажутся меньше. Да, оно обеспечивает больший обзор, но не избавляет водителя от необходимости поворачивать голову. Пожалуйста, учитывайте это при перестроениях из одного ряда в другой во время движения. Контролируйте мертвые зоны. Только так вы сможете обеспечить свою безопасность.

Еще один важный нюанс. Поворачивая голову, вы будете отвлекаться от того, что происходит впереди, поэтому, во-первых, поворот головы должен быть быстрым, а, во-вторых, прежде чем повернуть голову вправо или влево, необходимо разорвать дистанцию до впереди идущего автомобиля и только после этого начать перестроение, сопровождая его предварительным поворотом головы. При этом для разрыва дистанции до идущего впереди автомобиля не обязательно тормозить, часто бывает достаточно слегка прикрыть газ, то есть чуть ослабить давление на педаль газа.

Вполне вероятно, что с опытом к вам придет некое чувство, позволяющее отслеживать ситуацию за вами, не поворачивая головы. Если же пока такого чувства нет, компенсируйте отсутствие глаза на затылке поворотом головы. Один из основных принципов безопасного вождения – не вижу – не еду.

Посмотрите как-нибудь телепередачу «Дорожный патруль». Там часто показывают аварии. Чрезвычайно поучительно. Обратите внимание на то, что в большинстве случаев говорят участники ДТП, если они вообще в состоянии говорить. Стандартный рассказ выглядит так: ехал я, ехал, и вдруг ни с того ни с сего, как снег на голову, появился этот автомобиль, я и сообразить-то ничего не успел. Это говорит о том, что водитель просто не контролировал дорожную ситуацию, а должен был это делать, обязан.

Теперь о выборе дистанции до впереди идущего автомобиля. Существует очень простое, полуэмпирическое правило двух секунд. Когда вы едете за каким-то автомобилем, заметьте ориентир, мимо которого в данный момент он проезжает, фонарный столб или элемент дорожной разметки, и начните отсчет: и-и раз, и-и два. Если вы проезжаете мимо этого ориентира, успев досчитать до двух, дистанция выбрана верно. Если же не успели, дистанцию надо увеличить.

А теперь о выборе дистанции в пробке, то есть до неподвижного автомобиля. В пробке автомобили движутся с небольшими скоростями, периодически останавливаясь. На каком же расстоянии следует останавливаться от автомобиля, стоящего перед вами? Расстояние должно быть таким, чтобы вы могли беспрепятственно объехать его, не сдавая задним ходом, так как сзади вас мог прижать другой автомобиль. Для этой ситуации тоже существует приблизительное полуэмпирическое правило. Вы должны остановиться на таком расстоянии от впереди стоящего автомобиля, чтобы видеть место контакта его задних колес с асфальтом. Но в основном вы должны в такой ситуации опираться на свой глазомер, который тоже поддается тренировке.

Еще несколько на первый взгляд несущественных мелочей, напрямую связанных с вашей безопасностью. Верхняя одежда. Особенно это актуально зимой, когда на вас будет плотная, толстая верхняя одежда, возможно с длинными полами. Прогрейте салон автомобиля и обязательно снимите верхнюю одежду. Между вашим телом и сиденьем не должно быть ничего лишнего, что могло бы нарушить плотный контакт. Именно через сиденье вы получаете основную информацию о поведении вашего автомобиля, о его вибрациях, кренах и ускорениях. Поэтому плотный контакт с сиденьем чрезвычайно важен. Старайтесь при вождении автомобиля надевать обувь на невысоком, широком каблуке с узким рантом, тогда опора на пятку будет устойчивой, а вероятность сломать такой каблук минимальной. Редко, но узкие, высокие каблуки ломаются, а это может спровоцировать аварийную ситуацию. Представляете, попасть в аварию из-за не вовремя сломавшегося каблука! Высокие каблуки – это красиво, но безопасность прежде всего. Если вы едете в театр или на прием, возьмите с собой сменную обувь. А плотная верхняя одежда опасна еще и тем, что, стесняя ваши движения, может помешать предпринять быстрые действия в экстренной ситуации.