Урок 2

Сегодня мы попытаемся более основательно разобраться с вопросом о водительском мастерстве и поговорить о психологии водительского труда. Вы все знаете, что сама по себе психология, как научная дисциплина и как прикладная наука, приобрела в последние годы довольно большую популярность. Во многих учебных заведениях изучают психологию. Во многих объявлениях предлагают свои услуги всевозможные психотерапевты и психоаналитики. В МГУ на факультете психологии есть кафедра психологии труда. И вот что интересно. В нашей стране серьезно изучают психологию труда на речном транспорте, на морском, на железнодорожном, на авиационном транспорте. А вот труд водителя по каким-то непонятным причинам не является предметом серьезного изучения отечественных психологов.

Водительская профессия, кстати говоря, самая массовая. По всей вероятности, аварийность на наших дорогах столь мала, что данный вопрос не заслуживает серьезного внимания. По секрету скажу вам – на дорогах России ежегодно гибнет около 35000 человек, правда у нас человеческая жизнь никогда не ценилась слишком высоко.

Что же касается водительского мастерства, то ситуация здесь еще туманнее, чем вопрос о водительской психологии, хотя обе темы тесно взаимосвязаны. Не существует продуманной и четко отлаженной системы, которая позволяла бы ясно и понятно, а главное объективно оценить мастерство водителя. Приведу пример. Многие водители, не владея какими-то специальными приемами управления автомобилем, обладая средней скоростью реакции и далеко не идеальной координацией движений, умудряются многие годы ездить безаварийно. Это говорит о том, что такие водители с лихвой компенсируют недостатки координации и реакции лучшим развитием других качеств и навыков, тоже необходимых водителю. К таким навыкам можно отнести осторожность, здравый смысл, умение держать себя в руках в сложных ситуациях, выдержка, трезвый расчет и умение прогнозировать, предвидеть развитие дорожной ситуации. Предлагаю вашему вниманию перечень качеств, которыми, на мой взгляд, должен обладать водитель, чтобы не формально, а на деле иметь право называться водителем, а не человеком, случайно оказавшимся за рулем.

Культура. Повысив культуру каждого участника дорожного движения(представьте себе такую невероятную ситуацию), и в первую очередь культуру водителей, ведь около 70% ДТП происходит по вине водителей, мы существенно снизим аварийность. Если все водители станут вежливее, обходительнее, предупредительнее по отношению к друг другу и пешеходам, количество аварий поневоле уменьшится. Будем надеяться, что увеличение количества женщин за рулем уменьшит накал страстей и снизит количество беспредела на наших дорогах.

Психологические качества водителя. Характер, темперамент. Следует ожидать, что нервный, темпераментный, невыдержанный человек будет и за рулем неадекватным, склонным к совершению необдуманных, импульсивных действий. Тут мы вплотную подходим к вопросу о профпригодности. В крупных, серьезных организациях с большим автопарком менеджеры при приеме на работу водителей тщательно тестируют их не только по поводу технических навыков управления автомобилем, но и с целью определения их психологического типа.

Физическая подготовка водителя и состояние его здоровья играют большую роль. Мы уже говорили о том, что водительский труд – это тяжелая и ответственная работа, поэтому, не обладая хорошей физической формой и выносливостью, водитель не сможет сохранять долгое время работоспособность и надежность, а значит и ездить безаварийно.

Владение всем спектром технических приемов управления автомобилем, то есть набором специфических профессиональных навыков, с учетом особенностей конкретного автомобиля, а именно его привода, габаритов, мощности двигателя и т.д. Только это позволяет наиболее полно использовать все возможности техники. Сюда можно отнести технику скоростного руления, технику импульсного или прерывистого торможения, технику скоростного прохождения поворотов, умение правильно, вовремя, в соответствии с требованиями конкретной дорожной ситуации переключать передачи. Вы, наверное, удивитесь. Зачем все это обычному, среднему водителю? Ему не нужна техника скоростного прохождения поворотов. Ему нужно просто доехать до дачи и обратно. А в результате все оказывается не так просто.

Повседневная практика вождения. С ее помощью водитель поддерживает свою форму, не дает полезным навыкам затухать, закрепляет и развивает их.

Соответствие самооценки реальному уровню водительского мастерства. Это качество водителя специально выделено в отдельный пункт в силу своей важности, хотя и относится к особенностям психологии. Если человек считает себя отличным певцом, а на самом деле у него нет голоса, и медведь на ухо наступил, то ничего страшного не произойдет. Это может быть предметом и поводом для веселья его друзей и родных. Но если человек считает себя Шумахером, а на самом деле является средненьким водителем, это смертельно опасно.

Знание правил дорожного движения. Каждый, кто читал их, знает, насколько скучный и нудный это документ. Можно долго и упорно спорить о том, насколько нынешние правила разумны, но сначала их нужно знать. А кроме того, других правил у нас нет. Поэтому, нравятся они нам или нет, мы должны их соблюдать, в первую очередь для того, чтобы наши дороги окончательно не превратились в джунгли или поле боя. Зная правила, мы сможем компетентно, со знанием дела разговаривать с инспекторами ДПС, которые сами зачастую не особенно сильны в плане знания правил. Кроме того, знание правил позволит более осознанно вести себя на дороге.

Профессиональное отношение к делу. Если перед выездом водитель не протер загрязненные стекла, фары и боковые зеркала, если он не убедился в том, что ни одно колесо не спущено, если он не снял плотную верхнюю одежду, садясь за руль, не пристегнулся ремнем безопасности и уже две недели не может найти время для того, чтобы отремонтировать заевшие дворники, это разгильдяй, а не водитель.

Умение прогнозировать развитие дорожной ситуации. Наверное, есть такие водители, которые от природы наделены таким даром, но большинство приобретают этот необходимый навык длительное время, с опытом, а нередко и ценой серьезных ошибок. Навык прогноза чрезвычайно ценен, а водитель, владеющий им в совершенстве, напоминает шахматиста, способного рассчитывать варианты развития шахматной партии на несколько шагов вперед. Это дает серьезный запас времени для принятия решения и позволяет ездить гораздо безопаснее.

Не претендую на абсолютную полноту, но доля разумного в этом перечне водительских качеств есть. Предлагаю вам периодически возвращаться к этому списку, примеряя его к себе и оценивая себя с разных позиций. Уверен в том, что такая работа над собой не будет лишней и обязательно принесет свои плоды. Зная свои недостатки, объективно оценивая себя, четко представляя свои плюсы и минусы, вы и на дороге будете вести себя более адекватно.

Возвращаясь к психологии водительского труда, необходимо заметить, что вождение автомобиля на самом деле является комплексной социально-психологической проблемой, на которую наслаиваются и другие проблемы, присущие нашему обществу. Так сложилось исторически в нашей стране, что дорога является местом проявления множества человеческих пороков и слабостей: чувства зависти, чувства мести, соревновательного инстинкта, упрямства, желания выделиться, продемонстрировать свое превосходство, если не ценой шикарной машины, то манерой езды(помните, почему вымерли динозавры? – высовывались!). По каким-то не вполне понятным мне причинам у наших соотечественников слишком мало возможностей для самовыражения. Вот они и самовыражаются на дороге.

Возникает вопрос о том, как же использовать и учитывать особенности водительской психологии в своей повседневной практике вождения. Задумайтесь над тем, как мы общаемся с другими людьми в обычной, не водительской жизни. Не на дороге, а на работе, в быту, в семье, в магазине и на улице. Мы смотрим в глаза нашему собеседнику, в эти зеркала души, пытаемся по его поведению, выражению лица, интонациям голоса, жестам и мимике понять его намерения, что же можно от него ожидать хотя бы в ближайшее время. Мы произносим какие-то слова, что-то делаем и следим за реакцией собеседника. В соответствии с этой реакцией мы строим наше дальнейшее поведение. На дороге дела обстоят примерно так же. Только скорости другие, а люди сидят в железных коробках.

Старайтесь увидеть глаза другого участника дорожного движения, будь то пешеход или водитель, с которым вы контактируете в данный момент. Понять его намерения можно не только по выражению его глаз, лица, но и по тому, как он ведет свой автомобиль, адекватен он на дороге или нет. Если он резко ускоряется и резко тормозит, шарахается из ряда в ряд, не включая поворотников и подрезая других водителей, держитесь от такого гонщика подальше, рано или поздно он свой столб найдет.

Очень часто неопытного водителя пугает близость автобусов, фур, троллейбусов, больших самосвалов, то есть крупногабаритных транспортных средств. На самом деле мы должны с наибольшим подозрением относиться к небольшим транспортным средствам. Большие автомобили менее опасны по нескольким причинам. Во-первых, они более заметны на дороге, причем издалека, именно благодаря своим крупным габаритам. Во-вторых, благодаря тому, что у них большая масса, они не могут резко изменить свою скорость и направление движения, инерция мешает, поэтому поведение таких транспортных средств на дороге более предсказуемо, а их водители, как правило, опытные профессионалы, редко допускающие грубые ошибки на дороге.

Мы должны ожидать подвохов прежде всего от легковых автомобилей и особенно от мотоциклов. Мотоцикл в несколько раз легче автомобиля, а мощность его двигателя зачастую в несколько раз больше, чем у легковушки. Это означает, что мотоцикл может очень быстро разгоняться и резко маневрировать. При этом мотоциклист фактически не защищен. Достаточно его слегка задеть, и он окажется на асфальте под колесами какого-нибудь автомобиля. Необходимо учитывать и тот факт, что сейчас в большинстве случаев на дорогих импортных мотоциклах ездят любители острых ощущений, а вот с мастерством у них обычно дела обстоят не так же хорошо, как с амбициями. Поэтому ездят они слишком быстро и ведут себя на дороге неадекватно. И все они обязательно рано или поздно падают. Поэтому, держитесь от мотоциклистов подальше и, увидев их на дороге, вспомните каламбур: зачем шлем, если голова отлетела. Смех смехом, но многие любители двухколесных монстров очень плохо представляют себе, насколько хрупкая вещь-основание черепа. Удачи вам на дорогах. Старайтесь не ездить на мотоциклах.