Урок 3

Мы продолжаем обсуждать с вами все то, что так или иначе связано с управлением автомобилем, с безопасным управлением, так как основной акцент мы делаем именно на безопасности, вашей и других участников дорожного движения.

Возникает важный, логичный и вполне понятный вопрос о том, можно ли в принципе ездить без аварий, ведь в идеале именно такая цель должна стоять перед нами? Если вы внимательно читали предыдущие публикации в рубрике «Автоледи», то могли почувствовать, что мы планомерно, медленно, но верно, пытаемся двигаться по направлению к ответу на этот вопрос.

Ответ на него на самом деле не так уж и прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь на губах вертится отрицательный ответ. Как же можно ездить без аварий на наших дорогах, полных дураков? Проблема-то в России та же самая, что и при Николае Васильевиче Гоголе: дороги и дураки, в том числе и на дорогах. В течение года езды уж точно что-нибудь с тобой произойдет, или ты кого-нибудь заденешь, или тебя. Для того чтобы дальнейший наш разговор был конструктивным, необходимо разделить все возможные аварии на две принципиально отличающиеся друг от друга категории. Мы будем рассматривать предотвратимые и непредотвратимые аварии. К непредотвратимым мы отнесем падение метеорита на крышу автомобиля, другие стихийные бедствия вроде наводнений, грязевых селей, тайфунов, землетрясений и цунами, а также ситуации, подобные той, когда автомобиль стоит перед светофором в ожидании разрешающего сигнала светофора, вокруг него и слева, и справа, и спереди стоят автомобили, поэтому деваться некуда, и вдруг сзади появляется транспортное средство, которое благополучно бьет вас сзади. Все остальные аварии предотвратимы, поэтому их можно, а значит и нужно избегать.

С учетом всего выше сказанного, мы должны сделать вывод о том, что ездить безаварийно можно, но по мановению волшебной палочки этого не произойдет. За безопасность, за возможность ездить безаварийно необходимо заплатить определенную цену. Знаете новую редакцию поговорки: «Ничто не дается нам так дешево, как хочется»? Какую цену нам придется заплатить за возможность ездить без аварий? Что нам надо делать? Все очень просто и даже банально.

Во-первых, вспомните девять составных частей водительского мастерства. Вы можете, хорошенько подумав, сами дополнить этот перечень. Всеми доступными средствами стремитесь постоянно совершенствоваться в каждом из этих пунктов. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Во-вторых, культивируйте в себе комплексный, стратегический, системный подход к управлению автомобилем. Четко расставьте приоритеты: на первом месте жизнь и здоровье, ваше и окружающих вас людей, а уже на втором скорость. Не давайте себе попасть под влияние стадного инстинкта и расхожих стереотипов. Один из них: длительный водительский стаж обеспечивает, нет, лучше сказать гарантирует мою безопасность. Это неверно!!! В тяжелые аварии попадают и неопытные водители, и водители с многолетним стажем. Стаж не дает вам никакого права смотреть на дорогу свысока, она этого не прощает.

Поэтому, когда я вижу, как пожилой водитель, наверняка с большим стажем, позволяет себе не пристегиваться ремнем безопасности, я трактую это однозначно – преступная халатность. Когда я вижу, что водитель курит за рулем, разговаривает по сотовому телефону во время движения, держит правую руку на рукоятке переключения передач даже тогда, когда не переключает передачи, перестраивается из одного ряда в другой, не поворачивая головы и не контролируя мертвые зоны, ездит со сломанной спинкой сиденья, управляет автомобилем, на снимая плотную верхнюю одежду, которая буквально сковывает его по рукам, лишая возможности эффективно рулить в экстренной ситуации, я трактую это однозначно – преступная халатность, потому что такой водитель подвергает опасности не только свою жизнь.

В управлении автомобилем нет мелочей. В этом и заключается системный подход. А теперь давайте продолжим знакомство с этими самыми мелочами, которые на самом деле таковыми не являются и которые должны нам помочь ездить безаварийно. Каждая из этих мелочей поможет вам сэкономить несколько десятых долей секунды. Если сложить все эти сэкономленные доли, могут вполне получиться две-три секунды. Представляете, в критической, предаварийной ситуации, когда дорога каждая сотая доля секунды, вы будете иметь серьезный запас времени для принятия правильного решения и совершения определенных действий, направленных на предотвращение аварии.

Конечно, совершенствуя свое водительское мастерство, развивая и закрепляя полезные навыки, упорно и добросовестно работая над собой, мы можем лишь уменьшить вероятность неблагоприятного исхода. Но разница принципиальная: вероятность попасть в аварию 10% или 0,1%. Ради этого стоит постараться, ради этого стоит потратить время, силы и нервы. Очень важна работа над собой, мыслительный процесс, обыгрывание в уме различных ситуаций, такая своеобразная умственная тренировка.

Есть такая притча, а может сказка, а может быль, но уж больно поучительная. Во время войны во Вьетнаме американский офицер попал в плен. В течение пяти долгих лет его держали в яме в гордом одиночестве. Чтобы не сойти с ума, американец занимался мыслительной работой. Наверное, он мог бы выбрать и другую тему для размышления, но он думал о гольфе. На гражданке, на родине, в мирное время он, как любитель, занимался гольфом. Вот о гольфе он и думал. Его мыслительная работа заключалась в том, что он каждый день во всех подробностях представлял себе, как он играет в этот самый гольф. Нравился он ему очень. Он представлял, как выходит на зеленую лужайку, как сквозь редкие облачка светит веселое солнышко, и чирикают птички, как он тщательно выбирает себе клюшку, как он так же долго и тщательно устанавливает мячик, как делает замах и производит удар. Я не силен в этом вопросе, но слышал, что о технике ударов в гольфе можно написать целую книгу. Самое главное – он во всех подробностях представлял, как мячик летит и попадает точно в лунку. Каким-то счастливым образом та война закончилась для американского офицера счастливо. Может быть, его освободили свои, а может, вьетнамцы сжалились и отпустили. Вернувшись домой, он стал чемпионом по гольфу.

Видите, как глубоко мы копаем. Все взаимосвязано в этом мире. В своей книге, посвященной безоперационной коррекции зрения, американский офтальмолог Бейтс пишет удивительные вещи. Оказывается, если человек старается тщательно что-то рассмотреть, напрягает зрение, упорно всматривается, зрение ухудшается, его острота падает, человек видит хуже. Казалось бы, нет ничего необычного в этом утверждении, но на самом деле в нем заложены глубокие философские истины. Как часто в жизни мы сталкиваемся с поразительными отличиями, или даже противоположностью между исходными целями и конечным результатом. Благими намерениями дорога в ад выстлана. Ведь придумал народ эту поговорку. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда. И это в лучшем случае. А часто получается хуже, чем всегда. Всем исстрадавшимся сердцем хотите влюбиться, жаждете встретить родственную душу, а испытываете только необъяснимую ненависть и омерзение ко всему живому. Обессилев и устав страдать, убедившись неоднократно в том, что жизнь бессмысленна и убога, вдруг обнаруживаете в себе искорки действительно большого чувства. Это лишний раз подтверждает, что прямой путь – не всегда самый короткий.

В приложении к водительскому ремеслу это обязывает нас контролировать свой взгляд, не концентрировать его на каком-то одном объекте, а постоянно переводить с одного объекта на другой. Так мы не потеряем остроту зрения и сможем контролировать всю ситуацию вокруг автомобиля. Если учесть, что у новичка плохо работает боковое зрение, становится очевидным вывод о том, что неопытному водителю особенно важно крутить головой, а не ехать, уставившись в одну точку в десяти метрах перед капотом. Конечно, голова должна крутиться не беспорядочно, а с вполне определенной целью – обнаружить источники повышенной опасности и действовать уверенно и незамедлительно в соответствии с конкретной дорожной ситуацией.

Еще несколько очень важных «мелочей». Во время движения держите руль двумя руками в точках 10 и 2, если представить руль в виде циферблата часов. Не допускайте, чтобы ваш левый локоть был высунут в проем окна. Держите руль полурасслабленными руками, но будьте готовы в любой момент упрочить хват с тем, чтобы всегда иметь возможность быстро и уверенно повернуть руль в любую сторону. Сидите в водительском кресле так, чтобы не опираться на руль, это будет мешать быстрому и эффективному рулению. В любой ситуации, даже при сильных кренах автомобиля на высоких скоростях, сохраняйте плотный контакт между вашей спиной и спинкой сиденья. Не наклоняйте спинку сиденья слишком далеко назад, чтобы вам не приходилось тянуться к рулю, отрывая лопатки от спинки сиденья и теряя с ним контакт. Не допускайте наклонов корпуса при резких поворотах. Вы должны сохранять одно и то же положение тела относительно органов управления. В соответствии с этими рекомендациями, следует отрегулировать и положение водительского кресла. Ваша водительская посадка должна выражать собой компромисс между удобством сидения, как такового и удобством управления автомобилем, то есть быть позой готовности к экстренным действиям, а ситуация на дороге может измениться в доли секунды, мы с вами уже перечисляли все те неожиданности, с которыми водитель периодически сталкивается на дороге. По этой же причине не рекомендуется использовать различные массажные коврики на сиденье, нарушающие ваш контакт с автомобилем, а некоторые кладут на сиденья чуть ли не медвежьи шкуры.

Не курите за рулем. Это отвлекает от управления автомобилем. Если нужно покурить, настроить магнитолу, поговорить по сотовому телефону, аккуратно припаркуйтесь, сделайте все, что вам нужно, и спокойно, во всеоружии, продолжите движение. Следите за чистотой оптики вашего автомобиля, зеркал, стекол, задних и передних фар. Загрязненные стекла ухудшают видимость, ограничивают обзор, а от этого страдает ваша безопасность. В задних фарах находятся стопсигналы, поворотники и габаритные огни. Если они загрязнены, другие участники дорожного движения могут не заметить ваших сигналов, а в результате оказаться не готовыми к вашим действиям, таким, как перестроения, торможения, развороты и т.д. В результате может возникнуть аварийная ситуация, но редко кто из водителей найдет в себе силы признаться в том, что виновата в этом его халатность. Поэтому в машине всегда должны быть тряпочки или салфетки и перчатки.

Мы вскользь затронули сотовые телефоны. Действительно ли так все серьезно? Может быть, мы перегибаем палку? Исследования показали следующие результаты. Во время разговора по сотовому телефону время реакции водителя увеличивается до трех раз. Более того, даже через 10 минут после разговора время реакции еще остается замедленным. Если вы ведете по сотовому телефону серьезный разговор, затрагивающий очень важную для вас тему, вы почти полностью отключитесь от управления автомобилем. Полной будет отключка или нет, заранее сказать трудно, это зависит в первую очередь от темы разговора и от эмоционального и физического состояния водителя. Поэтому, чтобы не рисковать, лучше отказаться от разговоров по сотовому телефону. Заметьте, что мы сейчас не говорим о приспособлениях громкой связи, которые оставляют во время разговора свободными обе руки водителя.

Мы с вами уже говорили о боковых зеркалах, о том, что у них есть мертвые или слепые зоны и доверять им нельзя при перестроениях и разворотах. Кроме того, боковые зеркала часто бывают выпуклыми. Это делается для того, чтобы увеличить обзор, а тем самым уменьшить мертвые зоны, но при этом мертвые зоны не исчезают совсем. Поэтому выпуклые зеркала не избавляют вас от необходимости поворачивать голову. Кроме того, у выпуклых зеркал есть и свои недостатки, они увеличивают расстояния. Вам кажется, что до автомобиля 50 метров, а на самом деле 30 метров. Нужно это учитывать. Можно и нужно смотреть в боковые зеркала, но необходимо четко себе представлять, в каких случаях этого недостаточно, и следует обязательно повернуть голову. Это вовсе не означает, что боковые зеркала не нужны. Конечно же, нужны. Если вам необходимо направить автомобиль задним ходом между двумя другими автомобилями, расположенными близко друг от друга или проехать через узкие ворота опять же задним ходом, боковые зеркала незаменимы. При движении задним ходом имейте в виду, что водитель обязан обеспечить полную безопасность. Поэтому нелишним будет, прежде, чем начать движение, выйти из автомобиля, обойти вокруг него и убедиться в отсутствии препятствий, которые не видны из автомобиля, и заранее наметить план ваших действий. При движении задним ходом вы также можете воспользоваться и помощью третьих лиц. Это допускают и правила, но помните, что в случае наезда на какое-то препятствие, будь то другой автомобиль или забор, ответственность полностью лежит на водителе.

Старайтесь воспринимать мои рекомендации не как догму, а как руководство к действию. Подходите к этому вопросу творчески. Прежде, чем применить тот или иной совет в своей водительской практике, тщательно все продумайте, примерьте его к себе, переварите. Например, курить за рулем опасно. Ведь сигарету нужно вытащить из пачки, прикурить, в процессе курения необходимо периодически стряхивать пепел, попадая при этом в пепельницу, дым часто попадает в глаза, пепел иногда падает на дорогие штаны, а водитель в этот момент начинает судорожно пытаться стряхнуть упавший уголек или целую сигарету с сиденья или с джинсов, отвлекаясь при этом от управления автомобилем. При всем при этом я абсолютно уверен в том, что запрет на курение за рулем приведет к резкому увеличению количества ДТП, потому что множество курящих водителей за многие годы выработали у себя стойкую привычку, а отказ от нее будет связан с нарушением привычного, устоявшегося ритма профессиональной деятельности. По этой причине обучение водителя со стажем и новичка – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Если вы чувствуете, что совет вам скорее всего поможет, попробуйте его воспринять даже в том случае, если при этом придется понапрягаться. Если же рекомендация вызывает одни отрицательные эмоции и разрушает всю уже наработанную вами систему управления автомобилем, стоит хорошенько подумать, прежде чем что-нибудь менять.

Попытаемся заострить внимание на отдельных моментах правил дорожного движения. В большинстве случаев водители изучают правила всего один раз в жизни, перед получением водительского удостоверения, а затем, на протяжении всей своей водительской карьеры, благополучно их забывают. Знаю это по своему опыту. Не смотря на то, что периодически приходилось освежать правила в памяти, в основном в связи с открытием новой категории, или при восстановлении утерянных прав – такое тоже бывает, должен признаться в том, что каждый раз мне казалось, что я беру в руки совершенно новый, незнакомый мне документ. Каждое новое знакомство с правилами происходило обычно через несколько лет после предыдущего. Этого с лихвой хватало для того, чтобы многое забыть. Каждому знакомо такое чувство. Когда-то вы прочитали книгу, и через несколько лет вас потянуло ее перечитать. Вы берете ее в руки, открываете в надежде испытать те же чувства и эмоции, что и при первом чтении, но с удивлением обнаруживаете, что читаете совершенно другую книгу. Объяснение простое – вы изменились. То, что раньше казалось малосущественным и нестоящим внимания, через несколько лет может показаться очень важным, и мы будем теряться в догадках по поводу того, как же мы раньше не обратили особого внимания на такую серьезную подробность. Когда мы формально изучаем правила, не имея практики вождения в разнообразных условиях, нам бывает трудно сориентироваться в том, что существенно, а что нет. Кроме того, существует разница между текстом правил, их буквой и практикой их применения, то есть трактовкой. Мы понимаем, что любое явление можно трактовать по-разному, в зависимости от того, с какой стороны посмотреть. Правила дорожного движения в этом отношении не являются исключением. Далеко не все в них ясно и понятно, попадаются и недоговоренности, и двусмысленность, и терминологические проблемы. Возможно, все то, о чем мы будем говорить, вам в основном ясно и понятно без лишних слов. Но если хотя бы часть информации будет для вас полезной, позволит вам по-новому осмыслить некоторые пункты правил и в результате ездить более осознанно и профессионально, а, значит, более безопасно, вы не зря потратили время на чтение этой статьи.

Будьте внимательны на дорогах. Удачи Вам.